Двигатель

1 х 900 л.с.

Скорость, км/ч

470

Потолок практический, м

9900

Дальность, км

440

Экипаж

1 человек

Взлетная масса, кг

1882

Вооружение

2 пулемета калибра 7,62 мм, 2 пушки калибра 20 мм

 

В начале 30-х годов наступил новый этап бурного развития авиации. Для истребителей наиболее важными характеристиками стали высотность, скорость, мощность вооружения, скороподъемность. Добиться сочетания этих качеств от самолетов-бипланов становилось все труднее. В 1933 году Николай Николаевич Поликарпов возглавил работу по проектированию нового перспективного истребителя, выбрав для него монопланную схему. Работа шла очень быстро и увенчалась успехом. К концу 1933 года новый истребитель вышел на испытания. Тестирование машины шло не всегда гладко. Принципиально новый истребитель проявлял множество «детских болезней». В конце декабря 1933 года испытания были даже приостановлены. Машину спас ведущий летчик-испытатель КБ Поликарпова Валерий Павлович Чкалов, который верил в будущее самолета. Совместными усилиями КБ и испытателей недостатки были устранены, и истребитель был принят на вооружение ВВС Красной Армии под обозначением     И -16.

         После поступления нового истребителя в части ВВС строевые летчики, первоначально не оценившие преимуществ машины, отзывались об И – 16 с неодобрением. Но постепенно новый самолет доказал свое право на существование. В 1936 году началась гражданская война в Испании. СССР оказывал военно-техническую помощь республиканскому правительству. В небе Испании И – 16 стал лучшим истребителем, не знавшим себе равных. Только в конце войны он встретил достойного противника в лице нового немецкого истребителя конструкции Мессершмитта.

         И – 16 стал основным истребителем советских ВВС. Он применялся в ходе боев на озере Хасан и реке Халхин-Гол против японцев, в советско-финской войне. К началу Великой Отечественной войны И –16, созданный в начале 30-х годов, морально устарел и не мог на равных соперничать с новыми истребителями Люфтваффе. Однако именно этот самолет составлял основу истребительной авиации Красной Армии. Несмотря на техническую отсталость в руках опытного пилота И –16 был грозным оружием и использовался на фронте в плоть до 1943 года.