Двигатель

1 х 1750 л.с.

Скорость, км/ч

390

Потолок практический, м

6000

Дальность, км

685

Экипаж

2 человека (1942 год)

Взлетная масса, кг

6360

Вооружение

2 пушки калибра 23 мм, 2 пулемета калибра 7,62 мм, 1 пулемет калибра 12,7 мм, бомбы и реактивные снаряды общим весом до 600 кг

 

Еще в годы первой мировой войны осознавалась необходимость создания самолета для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя. Однако в то время создать такую машину было технически невозможно. С развитием науки и техники в 30-е годы возобновилась работа над машинами подобного класса. Они должны были сочетать в себе такие качества как мощное вооружение достаточно высокую скорость, маневренность и защищенность. В течение длительного времени создать штурмовик, отвечающий всем этим требованиям, не удавалось, так как защита основных узлов и агрегатов самолета достигалась путем установки дополнительных броневых листов. Это утяжеляло машину и отрицательно сказывалось на ее аэродинамике.

         В 1938 году задание на проектирование штурмовика было дано ЦКБ под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Уже 2 октября 1938 года в воздух поднялся первый опытный образец самолета, который пилотировал летчик-испытатель В. К. Коккинаки. Ильюшин радикально решил проблему зашиты самолета, сделав сам корпус штурмовика бронированным, что позволяло уберечь основные узы, агрегаты и экипаж от пуль, осколков и малокалиберных снарядов. Но в ходе испытаний штурмовик лишили оборонительной огневой точки, которую Ильюшин предусмотрел для защиты задней полусферы.

         20 мая 1941 года штурмовик, названный Ил –2, запустили в серийное производство. С началом войны Ил –2 смог проявить все свои уникальные качества. Он стал необходимой машиной для поддержки сухопутных войск и борьбы с танками противника. Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин говорил: «Самолеты Ил – 2 нужны нашей Красной Армии как хлеб, как воздух…» В этой связи развернулось крупносерийное производство этих штурмовиков. Одновременно продолжалась работа над их усилением: опыт войны заставил вернуться к 2-х местному варианту с задней огневой точкой, устанавливался более мощный двигатель, расширялась номенклатура вооружений. В итоге работы в 1944 году появился модернизированный вариант – Ил-10, который, сохраняя лучшие качества Ил –2, стал более совершенной машиной. За годы войны было выпущено более 36 тыс. штурмовиков Ил – 2, ставших настоящими самолетами поля боя.