Ялтинская конференция

В 1945г. уже ни у кого не было сомнений в исходе войны. Вместе с тем ее окончание порождало огромный массив вопросов союзного сотрудничества на завершающем этапе мирового конфликта и послевоенного устройства Европы и мира. Столь важные политические и военно-стратегические проблемы нуждались в разрешении на уровне руководителей союзных держав. Сталин предложил провести конференцию большой тройки на территории СССР в Ялте в феврале 1945г. Во многом Ялтинская конференция стала пиком сотрудничества в рамках антигитлеровской коалиции.

         Одним из главных обсуждаемых на конференции вопросов был комплекс проблем, связанных с будущим Германии. Целью согласования позиций по Германии была выработка ряда мероприятий для уничтожения немецкого милитаризма, чтобы Германия более никогда не могла стать инициатором новой войны. В отношении немецкого государства после окончания войны был принят принцип четырех «Д». Во-первых, денацификация, под которой понималось уничтожение нацистской государственной и партийной структуры, СС, СА и наказание военных преступников. Во-вторых, демилитаризация, то есть роспуск вооруженных сил Рейха. Декартелизация во многом была призвана устранить Германию как конкурента на мировом рынке, для чего уничтожалась немецкая военная промышленность. Под четвертым «Д»декларировалась демократизация немецкого общества путем возрождения системы выборов, парламентаризма, многопартийности, и буржуазных свобод. Немаловажной была также проблема территориальной целостности немецкого государства. В частности, Англия устами Черчилля предлагала вернуть Германию во времена раздробленности, разделив страну на более чем 200 мелких образований. Но советская делегация, поддержанная американцами, считала такое решение серьезнейшей политической ошибкой, и настояла на сохранении единого немецкого государства. Однако после окончания войны политическая ситуация изменится и на карте Европы появится две страны, населенные немцами. Границы этих стран будут также определены на Ялтинской конференции, где будет принято решение об оккупационных зонах в Германии и Австрии. Берлин также подлежал разделу на зоны оккупации между СССР, США, Великобританией и Францией. Для Советского Союза большую роль играл вопрос о взимании репараций с Германии для восстановления разрушенной экономики. Общая сумма репараций была определена в размере 20 млрд. долларов, на половину из нее претендовал СССР. Черчилль в то же время считал эти претензии чрезмерными. Сталин, дабы убедить союзников в их обоснованности, организовал для союзных делегаций экскурсию в разрушенные города Крыма. Эта поездка произвела на Рузвельта столь сильное впечатление, что претензии советской стороны были признаны справедливыми. Однако причитающиеся ему 10 млрд. долларов СССР должен был получить промышленным оборудованием и материалами.

         Еще одним камнем преткновения в советско-британских отношениях был польский вопрос. Прежде всего, он касался проблемы легитимности правительства Польши. Как Лондон не желал признавать законность Люблинского комитет, так и Советский Союз практически порвал контакты с правительством Миколайчика. Полного решения эта проблема в Ялте так и не нашла. С одной стороны, эмигрантское правительство было единственно законным, но в то же время не имело реальных возможностей влиять на ситуацию в Польше. Таким образом, пока только Люблинский комитет был единственной действительно действенной властью в Польше. Однако шаткость ситуации заключалась в том, что она вполне могла измениться с окончанием войны.

         Сталин осознавал, насколько важно для союзников, особенно для американцев, было вступление СССР в войну с Японией. Это давало Советскому Союзу возможность решить целый ряд политических проблем на Дальнем Востоке, прежде всего территориального характера. Советская делегация подтвердила свои обязательства по отношению к союзникам, однако Советский союз проявил заинтересованность в приобретении по итогам войны на Дальнем Востоке Южного Сахалина и островов Курильской гряды. Ни Великобритания, ни США не выразили своего несогласия.

         Логическим завершением работы Ялтинской конференции было обсуждение вопроса о создании новой международной организации для координации усилий стран антигитлеровской коалиции в борьбе с общим врагом в годы войны, а после ее окончании разрешением возможных межгосударственных противоречий мирными дипломатическими средствами. Уже 25 апреля 1945г. во исполнение решений Ялтинской конференции в Сан-Франциско состоялась встреча представителей 50государств, которые заложили основы Организации Объединенных Наций и приняли ее устав.

         В начале 1945г. сотрудничество СССР, США и Великобритании в рамках антигитлеровской коалиции достигло наивысшей точки. На Ялтинской конференции«большой тройки» союзные державы смогли найти взаимоприемлемые компромиссные решения по большинству вопросов большой политики. Были заложены основы послевоенного устройства мира. Тот факт, что большинство вопросов решалось позицией СССР и США, явно демонстрировал, что Англия постепенно утрачивает свои позиции и формируется биполярное построение мировой внешней политики.

 

Потсдамская конференция

Последней встречей лидеров стран антигитлеровской коалиции стала Потсдамская конференция, работавшая с 17 июля по 2 августа 1945г. Однако после смерти Ф.Д. Рузвельта 13 апреля 1945г. американскую делегацию возглавил президент Г.Трумен. Уже в ходе работы конференции консерваторы потерпели поражение на парламентских выборах в Англии, что также повлияло на смену руководства британской делегации: вместо У.Черчилля ее возглавил новый премьер-министр К. Эттли.

         Основной задачей Потсдамской конференции следует признать попытку формирования новой послевоенной системы международных отношений. В этой связи немаловажным был вопрос о будущем Германии. В Потсдаме был подтвержден принцип 4 «Д» в отношении немецкого государства. Для временного управления страной, разделенной на зоны оккупации, создавался Союзный Контрольный Комитет. Его функции состояли в гарантировании исполнения условий акта о капитуляции и решений союзных держав в отношении Германии. Также было принято решение о разделе Берлина, в западной части которого выделялись сектора ответственности для США, Великобритании и Франции.

         Вновь поднятый Великобританией вопрос о репарациях не был пересмотрен. Однако были конкретизированы сроки и формы ее взимания. Вместе с тем Советский союз подтвердил свою решимость вступить  войну с Японией после завершения подготовительных мероприятий.

         Возрождаемое Польское государство в значительной степени расширило свою территорию за счет немецких земель восточнее Одера и Нейсе, а также южной части Восточной Пруссии. Однако вопрос о польском правительстве оказался куда сложнее и полного разрешения не нашел. Советский Союз, обещал не препятствовать возвращению польских политических деятелей из эмиграции и, как и западные союзники, не вмешиваться в польские дела. Однако все осознавали, что последнее обязательство останется, скорее всего, благим пожеланием.

         В связи с окончанием второй мировой войны в Европе и разгромом Германии обсуждался вопрос о целесообразности дальнейшего присутствия союзных войск на территории Ирана. СССР, заинтересованный в расширении сферы своего влияния в Центральной Азии, настаивал на сохранении союзного военного присутствия в этой стране. Однако  США по данному вопросу поддержали  позицию Англии, и общим решением конференции советские и британские войска должны были покинуть территорию Ирана.

         Не менее важным для Советского Союза был вопрос о разделе флота. Если ни американцы, ни англичане не собирались включать трофейные корабли в состав действующего флота, то в СССР полученные по разделу флота противников корабли должны были в значительной степени усилить ВМФ. Из состава итальянского флота - 1линкор, 1 крейсер, 1 крейсер из состава Кригсмарине, а также эсминцы, миноносцы, тральщики и подводные лодки. Разделу подлежали и торговый флот Германии, Италии и Японии.

         Необходимо отметить, что на Потсдамской конференции проявились значительные военные, политические и экономические противоречия между державами-победительницами. Однако взаимная заинтересованность в сохранении коалиции на данном этапе оказалось сильнее центробежных тенденций.

А. А. Громыко ставит подпись под текстом Устава ООН