Измерения, м | 191,5*18*6,1 |
Водоизмещение, т | 11500 |
Скорость, уз | 35 |
Орудия |
9х180,8х100, 10х37 2 самолета |
Торпедные аппараты | 6 |
Экипаж, чел | 734 |
В 1936 году в Ленинграде на воду был спущен легкий крейсер «Киров», первый крупный военный корабль советской постройки. В ходе его проектирования и строительства использовался как опыт русских кораблестроителей, так и помощь итальянских инженеров. В 1938 году, после окончания достройки, крейсер «Киров» был веден в состав Балтийского флота. В 1939-1940 годах крейсер «Киров» участвовал в советско-финской войне. В начале Великой Отечественной войны крейсер нес дозорную службу в Рижском заливе, затем перебазировался в Таллин, где огнем своих орудий поддерживал защитников города. В августе 1941 года участвовал в операции по выводу кораблей и судов Балтийского флота в Кронштадт. В сентябре 1941 года крейсер «Киров» вместе с другими кораблями Балтийского флота был введен в Неву, а его орудия включены в систему обороны Ленинграда. Орудия мелкого калибра с крейсера были демонтированы и отправлены на фронт.
Свыше 200 моряков крейсера «Киров» отправились на Ленинградский фронт в составе сформированной бригады морской пехоты Балтфлота. В 1944 году орудия крейсера «Киров» поддерживали войска, содействуя снятию блокады Ленинграда и освобождению Карельского перешейка. В 1943 году крейсер «Киров» был награжден орденом Красного Знамени. После войны боевая служба крейсера продолжилась. «Киров» стал кораблем-долгожителем: только в 1977 году он был разрезан на металл.
До начала войны кроме «Кирова» удалось достроить лишь крейсер «Максим Горький», остальные 3 крейсера проекта 26 были достроены после войны.
Однотипные корабли: «Киров», «Молотов», «Каганович», «Ворошилов», «Максим Горький».