Ленд-лиз

В числе многих вопросов, обсуждаемых на конференциях «Большой тройки»,была также проблема союзной военно-технической помощи СССР. С началом второй мировой войны в Европе президент Ф.Рузвельт инициировал организацию системы оказания помощи странам, ставшим жертвами нацистской агрессии. Акт о ленд-лизе был подписан 11 марта 1941г. и в тот же день распространен на Англию и Грецию. Согласно закону президент имел право передавать имущество армии США в аренду или взаймы сроком не более чем на 5 лет государствам, чья оборона жизненно важна для США. Все утраченные или потребленные в ходе боевых действий вооружение, техника, сырье и иные предметы снабжения оплате не подлежали. Но все оставшееся США могли востребовать обратно, либо, если можно это использовать в мирных целях, оно оплачивалось на основе льготных американских же кредитов. Американцы распространили действие акта о ленд-лизе на СССР 7 ноября 1941г., тогда как англичане осуществляли свои поставки на условиях, аналогичных ленд-лизу, уже с 6сентября

         Грузы в Советский Союз поставлялись по трем основным маршрутам: Северному (22,7%), Трансиранскому (23,8%) и Дальневосточному (47,1%). Остальные грузы были доставлены через другие порты Арктики и Черного моря. Самым коротким, но и самым опасным был северный маршрут, который связывал английские и исландские порты с Мурманском и Архангельском. Из торговых судов формировались караваны, проходившие под обозначением PQ (обратные караваны – QP), и в сопровождении военных кораблей следовали в советские порты. Первый конвой PQ-00 «Дервиш»доставил грузы в СССР в сентябре 1941г. Впоследствии поток союзной помощи постоянно возрастал. Растущие объемы союзных поставок вызвали серьезную озабоченность со стороны немецкого командования. Караваны стали подвергаться все более массированному воздействию авиации, подводных лодок и крупных надводных кораблей. Это в свою очередь потребовало усиления эскорта, что не отвечало стратегическим интересам Великобритании. Это противоречие привело к гибели конвояPQ-17 в июне 1942г. Однако, несмотря на сопротивление англичан, движение грузов по арктическому маршруту продолжалось. Проводка конвоя PQ-18 доказала, что при должном уровне планирования и боевого обеспечения движение конвоев по северному пути вполне возможно. И хотя объемы поставок по этому маршруту снизились, обозначение их сменилось на JW и RА с порядковым номером начиная с 51. За годы войны по северному пути в  советские порты ушло 40 конвоев – 811 транспортов, из которых 720 прибыло, 58 погибло и 33 вернулось обратно.

         С утратой арктическим маршрутом статуса основного пути доставки союзной военно-технической помощи в СССР главный поток грузов пошел через «Персидский коридор». В августе 1941г. советские и британские войска оккупировали территорию Ирана. При этом советские войска действовали в соответствии со ст.6 советско-иранского договора 1921г., по которой войска Красной Армии получали право оккупации Северного Ирана, если с сопредельной территории будет исходить угроза СССР. Хотя транспортом с грузами затрачивалось значительно больше времени на следование вокруг Африки в порты Персидского залива, потери конвоев были несравнимо меньше арктических караванов. Суда разгружались в портах Абадана и Шуйабы в британской зоне и переправлялись по железной и шоссейной дороге на доставленных морем грузовиках и  железнодорожных составах. Самолеты собирались и своим ходом перегонялись в СССР. Работать приходилось в тяжелейших условиях50-градусной жары: любое прикосновение к металлу было чревато тяжелейшими ожогами, тепловые и солнечные удары были обычной практикой. Однако именно Трансиранский маршрут в годы войны был самым оживленным и активно функционировал до 1944г.

         Совершенно особенным был Дальневосточный маршрут. Учитывая, что США и Великобритания находились в состоянии войны с Японией, английские и американские суда не могли доставить грузы в порты Владивостока, Находки, Комсомольска-на-Амуре, Советской гавани. Поэтому основная работа легла на советский торговый флот. Хотя официально СССР и Япония не воевали друг с другом, Тихий океан был зоной активных боевых действий, и плавание здесь было сопряжено с серьезной опасностью. Несколько советских транспортов стали жертвами японских субмарин. Наиболее оживленным авиационным маршрутом была организованная трасса АЛСИБа, по которой своим ходом летчики пяти перегоночных авиаполков перегоняли самолеты на фронт. Маршрут начинался в городе Фербенкс на Аляске и заканчивался в Красноярске. В Фербенксе работала советская приемочная комиссия, которой передавали самолеты летчики авиации армий США. Далее на пяти участках работали пилоты советских ВВС. Наиболее тяжелым был четвертый отрезок трассы, который проходил над Оймяконом, где зимой температура падала до -70°С. Аэронавигация, особенно на неприспособленных к дальним перелетам истребителях, была крайне затруднена в условиях однообразного необжитого ландшафта, любая вынужденная посадка была сопряжена с опасностью. Но при всех неудобствах эта трасса имела очень важное преимущество: самолеты не нужно было собирать, облетывать и снова доводить до расчетных характеристик, регулируя бортовые системы и оборудование.

         За годы Великой Отечественной войны союзники прислали СССР вооружений, техники, боеприпасов, снаряжения, медикаментов, продовольствия и сырья на общую сумму 11 млрд. долларов. Красная Армия получила 22 195 самолетов, 12 980 танков, 13 000 орудий, 427 000 автомашин, 560 кораблей, 132 000 пулеметов, 345 000 т. взрывчатки,15000000 млн. пар обуви, 1981 локомотив, 11 300 вагонов, 2 000 000 км. телефонного кабеля, 2 700 000 т. бензина, 842 000 т. химического сырья, 40 000 т. семян для посевной, на 1,3 млрд. долларов продовольствия – 4000000 т. и многое другое. На основе ленд-лиза в СССР были возведены минный, алюминиевый, два трубопрокатных завода, завод по производству азотной кислоты и панельного домостроения. Однако в относительных цифрах союзные поставки составляют не более 25-40% от советского производства. Поэтому ни в коем случае нельзя считать, что ленд-лиз играл решающую роль в победах Красной Армии в годы войны, но, тем не менее, имел большое значение. Сами американцы придавали ленд-лизу немалое значение, учитывая, что к началу войны США имели уже переведенную на военные нужды промышленность. Боевая техника, состоявшая на вооружении армии и флота США, прошла испытания в реальных боевых условиях, вооруженные силы смогли проанализировать опыт оперативно-тактического использования новейших образцов вооружений. К тому же вплоть до 7 декабря 1941г. участие США во второй мировой войне ограничивалось военно-технической помощью воюющим странам. Нельзя забывать также о тех внешнеполитических преимуществах, которые давал ленд-лиз Соединенным Штатам.