Двигатель

2х1850 л.с.

Скорость, км/ч

547

Потолок практический, м

12700

Дальность, км

2100

Экипаж

4 человек

Взлетная масса, кг

10 360

Вооружение

2 пушки 20-мм, 3 пулемета 12,7-мм, 1000 кг бомб

 

В 1943 году советские войска перешли в наступление по всему фронту. Однако для поддержки их с воздуха катастрофически не хватало бомбардировщиков. Бомбардировщики СБ, хоть и применялись на фронте до конца войны, уже устарели. Пикирующие бомбардировщик Пе-2 был прекрасной машиной, но его бомбовая нагрузка в 600 кг была явно недостаточной. Словом ВВС Красной Армии требовался новый бомбардировщик.

         Таковой был создан еще конце 1940 года конструкторской группой А.М.Туполева, В.М.Петлякова, В.М.Мясищева, которых к тому времени арестовали, однако они продолжали работать в составе созданного ЦКБ 29 НКВД СССР. Наградой за успешное проектирование самолета была обещанная свобода.

29 января 1941 года опытный экземпляр самолета вышел на испытания. Их результаты были ошеломляющими: самолет развивал скорость 635 км/час, что было больше, чем у истребителей того времени, его потолок составлял 10 600 м, дальность до 2 500 км, самолет обладал мощным бомбовым и оборонительным вооружением. В реальность этих результатов первоначально не поверили и испытания повторили, результаты были подтверждены. Потому распорядились срочно готовить самолет к серийному производству. Однако этому мешало трагическое стечение обстоятельств. Распускались слухи о новом аресте Туполева, авиазавод, готовившийся к выпуску самолетов Ту-2 с началом войны, эвакуировали в Омск, двигатели АМ-37 потребовались для штурмовиков Ил-2, а сам Омский завоз в октябре 1942 года, срочно переориентированы на выпуск истребителей    Як-9.

         Однако самолеты опытной серии, действовавшие на фронте, демонстрировали замечательные успехи. В конце концов, учитывая отличные боевые качества Ту-2 и обострившуюся проблему бомбардировщиков, Сталин дал распоряжение о его серийном производстве. К этому времени самолет получил новые двигатель, его конструкция была усовершенствована. Первоначально Ту-2 использовали исключительно как резерв Ставки. Особенно Ту-2 отличились в ходе взламывания обороны противника в Белоруссии и на Висле, в Кенигсберге и при взятии Берлина. Ту-2 использовались в авиации флотов для нанесения бомбовых ударов по кораблям и базам противника, минирования и как торпедоносцы.

         Главнокомандующий ВВС Красной Армии главный маршал авиации А.А.Новиков считал Ту-2 лучшим фронтовым бомбардировщиком периода Второй мировой войны.